Несмотря на бурное развитие современных и экспериментальных видов искусства, проверенные временем жанры также не уступают. Поэтому наряду с иммерсивными шоу на театральной сцене сегодня можно увидеть, например, чревовещателей. Этому искусству уже много веков, а первым чревовещателем считается Эврикл, афинский актер. На контрасте с этим сегодня искусство чревовещания в России популяризирует юная хрупкая девушка по имени Берта. Сейчас она участвует в третьем образовательном заезде «Ты тоже можешь стать легендой» арт-кластера «Таврида». В своем интервью рассказала нам о том, как удается заинтересовать современных детей таким необычным жанром, есть ли надежды на его возрождение в нашей стране, и как она совместила искусство чревовещания с наукой.
— Берта, расскажите немного о себе. Откуда Вы родом?
Я родилась в городе Усинск Республика Коми, долгие годы жила в городе Новомосковск Тульской области. А сейчас уже восемь лет живу в Петербурге со своими питерскими котами, куклами Матильдой Сарделькиной и Василием Федоровичем.
— Как и когда Вы пришли к чревовещанию?
К чревовещанию я пришла еще восемь лет назад. Кстати, по-научному чревовещание называется вентрология. Когда я училась в Санкт-Петербургской театральной академии на артиста эстрады, мастер Роман Камхен дал нам задание, придумать эстрадный номер. Тогда я уже владела имитацией голоса и поняла, что этим уже не удивить. Я вспомнила, как в детстве мама показывала мне искусство чревовещания, и разговаривала, как Петрушка, не открывая рта, поэтому я решила тоже попробовать так сделать, подошла к зеркалу, попыталась поговорить не открывая рта, и у меня получилось. Я решила, что нужно сделать куклу, приехать в театральную академию и поразить всех. После этого я и стала заниматься искусством чревовещания.
— Как сегодня развивается это искусство в России? Это вымирающий жанр?
К сожалению, этот потрясающий, редкий, оригинальный жанр в России считается вымирающим, а за рубежом он очень популярен. Мне бы очень хотелось, чтобы и в нашей стране ситуация изменилась. Я уже восемь лет популяризирую чревовещание через соцсети, дети вдохновляются, спрашивают, как попасть ко мне на обучение. Некоторые просят совета – как научиться этому искусству, как произносить губные буквы, не открывая рта. Тут есть свои секреты.
— Как Вы пришли к тому, чтобы преподавать искусство чревовещания?
Изначально я об этом не думала, потому что обычно артисты хотят показать себя, стать популярнее других. А потом я подумала, что быть одной в этом жанре совсем неинтересно. Я выигрывала в международный конкурсах и видела, что конкуренции нет. Так и подумала, почему бы не преподавать искусство чревовещания. Сначала я провела онлайн-марафон, посвященный этой теме, а потом ко мне стали обращаться отдельные ученики. Кстати, в этом году моя ученица поступила в театральный вуз в Екатеринбурге. И на вступительное испытание мы с ней подготовили номер по искусству чревовещания. Так горжусь!
— Какие обычно отзывы после Ваших мастер-классов?
Дети очень вдохновляются, начинают живо интересоваться искусством чревовещания. В прошлом году я давала мастер-класс детям в лагере «Артек». В самом начале я выяснила, что они ничего не знают об искусстве чревовещания, и подумала: что же мне делать здесь два часа? Однако уже через 15 минут они слушали с горящими глазами и раскрытыми ртами, им было очень интересно. Потом записывали мне видео отзывы и узнавали, как попасть ко мне на обучение, хотя изначально были максимально далеки от этого жанра.
— Значит, в «Артеке» Вы уже были. А какие первые впечатления от «Тавриды»?
На «Тавриде» просто потрясающе. Это было моей мечтой, и она сбылась. А еще, когда мы ехали в поезде, я загадала желание: хочу жить в домике, рядом с которым будет знак «Мир, любовь, искусство». И вот нас поселили в питерский домик (видимо, потому что мы из Петербурга), и если выйти из него, надпись оказывается совсем рядом. Я уже вдохновилась, у меня появился миллион новых идей. Я ведь еще пишу музыку и теперь хочу снять на «Тавриде» сниппет для своей новой песни.
— Что вам пишут подписчики, узнав, что Вы сейчас на «Тавриде»?
Очень просят выкладывать больше видео и рассказывать обо всем, что здесь происходит. Но как мне это сделать?! Здесь ведь невероятно насыщенная программа – хочется сходить на мастер-классы по актерскому мастерству и кукольному искусству, пообщаться с ребятами, искупаться в море и еще успеть снять новый контент.
— Уже обзавелись новыми знакомыми?
Конечно, уже со многими людьми перезнакомилась, многие спрашивают о моем искусстве. Один молодой человек заявил, что впервые видит живого чревовещателя и попросил меня потрогать. Многие подходят, чтобы сфотографироваться с котиками, потому что мы довольно популярны в интернете. Среди таких подписчиков оказались даже сотрудники охраны и водитель арт-кластера. Кроме того, подходили педагоги и просили хотя бы здесь на месте провести небольшой мастер-класс по чревовещанию и имитации голоса.
— Значит, распространяете искусство по стране? А где сегодня самая сильная кукольная школа?
Классная кукольная школа есть в Ярославле, но самая потрясающая, на мой взгляд, находится в Санкт-Петербурге в РГИСИ, где я училась на артиста эстрады. Однако, к сожалению, ни в одном вузе, даже в театральной академии, не преподают само искусство чревовещания. Мне даже пришла мысль получить второе высшее образование, чтобы преподавать искусство чревовещания на эстраде.
— Как долго нужно обучать чревовещанию? Это искусство может освоить каждый?
Чревовещанию может обучиться каждый, однако это зависит от подготовки. Например, актеру понадобится меньше времени, а вот новичку, который начинает с нуля, конечно, больше. Например, за рубежом обучают искусству чревовещанию от двух до пяти лет. Я и сама по-прежнему продолжаю учиться, потому что считаю, что нет предела совершенству.
— Правильно ли я понимаю, что Вы проводили исследование своих голосовых связок в момент чревовещания? Расскажите, почему Вы решили так интересно объединить науку и искусство?
Да, я являюсь первым человеком в России, который провёл с врачами-фониатрами исследование голосового аппарата во время чревовещания и имитации голоса. В Отделении фониатрии ФГБУ НКЦО мне провели видеоэндоскопию в процессе чревовещания и имитации голоса. Через нос ввели эндоскоп в гортань, на конце эндоскопа камера записывала всё, что происходило в гортани и с моими голосовыми связками. Фониатры Отделения фониатрии ФГБУ НКЦО сказали нужно сделать полноценное научное исследование голосового аппарата в процессе чревовещания, и мы к этому уже идём.
Мне стали настолько интересны данные исследования, что я решила продолжать научные изыскания и провести акустический анализ голоса, а также высчитать математическую модель фонемы своего голоса. Для этого необходимо привлечение специалистов различных сфер знаний. Сейчас я в поиске нужных ученых и уже веду переговоры с некоторыми из них.
— Ученые ранее с подобным не сталкивались?
Нет. У меня есть еще акустический анализ моего голоса, и когда врачи увидели эти графики, то сказали, что видят такое впервые. Необходимо понять, почему они именно такие, сильно отличающиеся от обычных результатов, когда человек разговаривает или поет. То, что я делаю, считается афизиологичным — процессы во время чревовещания кардинальным образом отличаются от того, что происходит с человеческими связками во время общения или пения.
Образовательный заезд «Ты тоже можешь стать легендой» создан специально для молодых учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, студентов педагогических направлений подготовки и советников по воспитательной работе. В рамках заезда действуют четыре тематические арт-школы – Арт-школа Года педагога и наставника, Арт-школа детской творческой педагогики, Арт-школа, проводимая совместно с проектом «Школьная классика», и Арт-школа детского и молодёжного театра. Их участники будут прокачивать теоретические и практические навыки в новаторской педагогике, искать новый подход к образованию и ученикам, а также разрабатывать интерактивные концепции для детского творчества. Кроме того, для всех арт-школ на «Тавриде» покажут серию спектаклей, после чего участники вместе с экспертами смогут обсудить постановки, разобрать ключевые приемы сценария, сценографию и режиссуру.