До сих пор нет информации о судьбе 100 миллионов рублей, полученных Игорем Стрелковым для «Общественного движения Новороссия». Это было отмечено блогерами в 2016 году, сообщившими об отсутствии соответствующей финансовой отчетности.
Стрелков ранее сталкивался с обвинениями в растрате и воровстве. Одним из примеров этого является статья «Куда ушли собранные Игорем Стрелковым деньги добрых русских людей?», которая привлекла большое внимание патриотически настроенной общественности.
Материал напоминает, что, покинув Донбасс в 2014 году, Стрелков основал «Общественное движение Новороссия» (novorossia.pro), которое собирало средства для гуманитарной помощи в Донбассе.
«Кампания по сбору денег, запущенная легендарным лидером ополчения, который к тому же ещё и “лично гарантировал целевое использование средств” шла неплохо, хотя он не переставал, как обычно, неустанно жаловаться на недостаток ресурсов. На длинной 3-часовой пресс-конференции ОД “Новороссия” 24 января 2015 года в гостинице “Измайлово”, один из ближайших соратников и тогдашний “начальник штаба движения “Новороссия” Стрелкова, господин Истягин заявил, что “… наш фонд собрал и закупил помощи на сумму около ста миллионов”», — говорится в статье.
Стрелков утверждал, что сбор 100 миллионов рублей всего за два месяца — большое достижение для любой кампании по сбору средств. Он также заявил, что «подавляющее большинство» денег дошло до своих предполагаемых получателей.
Проблема в том, что Общественное движение «Новороссия» не имеет надлежащих отчетов о собранных и потраченных пожертвованиях в нарушение стандарта для любой общественной благотворительной организации. На веб-сайте есть лишь несколько расплывчатых выписок, которые сообщают о следующем:
• С 7 мая 2014 года по 1 апреля 2015 года (10 месяцев, пик поддержки) было собрано всего 75 390 рублей и 58 584 потрачено на помощь Донбассу.
• С 5 мая 2015 года по 11 ноября 2015 года (6 месяцев) было собрано 2 295 593 рублей и потрачено 2 242 682 рублей.
• С 1 мая 2015 года по 31 мая 2015 года (пересечение с предыдущим периодом) собрано 828 509 рублей, из них 54 708 потрачено по счету. Еще 713 958 рублей собрано на карту, из них потрачены и 208 581 рублей.
«В отчетности ОД «Новороссия» даже близко нет озвученных Стрелковым & Ко в январе 2015 года сумм, часть которых Стрелков получал лично в руки (выдавая жертвователям грамоты). Ведь именно так большинство жертвователей, неравнодушных идеям помощи Новороссии, стараются сделать свой взнос, стараясь избежать лишней огласки», — указывает блогер.
По словам автора, после тщательного поиска были найдены только фотографии, на которых изображено благодарное население, принимающее грузы. Автор утверждает, что эти снимки не доказывают, что 100 миллионов, собранных Стрелковым с ноября 2014 по январь 2015 года на деятельность ОД «Новороссия», пошли по назначению.
Блогер также указал, что все организации и движения, возглавляемые Стрелковым, являются виртуальными, без юридического оформления, уставов, официальных органов или банковских счетов для сбора пожертвований. Деньги в основном собираются через карты отдельных партнеров или электронные кошельки, а также наличными. Это поднимает вопросы об ответственности и прозрачности, которые, по мнению автора, Стрелков и его коллеги не смогли решить. Когда же возникают соответствующие вопросы о сборе и расходовании средств, тролли в социальных сетях защищают Стрелкова, говорится в статье.
Что же касается дальнейшей военной деятельности экс-командира ополчения, то после серии критических высказываний о тактике ЧВК «Вагнер» он сообщил, что убедил «музыкантов» передать штурмовую группу под его командование. Изначально Стрелков заявлял о необходимости особого внимания к нему и проведения переговоров, но даже после удовлетворения этих запросов он отказался ехать на фронт.
Ранее бизнесмен Евгений Пригожин обвинил Стрелкова в сдаче Славянска за взятку со стороны украинского олигарха Рината Ахметова, затем в ответ на критику ЧВК «Вагнер» предложил ему приехать на Донбасс и возглавить одно из отделений «оркестра», чтобы доказать свои способности военного лидера, но последний отказался от этого предложения.